Раздел ІІ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО

Глава 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВО

§ 6.1. Понятие, формы занятости и государственная политика в этой сфере

Проблемы занятости и трудоустройства сегодня в Украине являются одними из наиболее актуальных. Государством определены основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года (Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года: Утв. Указом Президента Украины от 03.08.99 №958/99 // Офiцiйний вiсник України. — 1999. — №31). Трудовой потенциал - совокупная численность граждан трудоспособного возраста, которые по определенным признакам (состояние здоровья, психофизиологические особенности, образовательный, специальный и интеллектуальный уровни, социально-этнический менталитет) способны и намерены осуществлять трудовую деятельность.

Отношения по обеспечению занятости и трудоустройству регулируются Законом Украины “О занятости населения” от 1 марта 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями), КЗоТ Украины (глава III-A “Обеспечение занятости высвобождаемых работников), постановлениями Кабинета Министров Украины, а также социально-партнерскими соглашениями и коллективными договорами.

Закон Украины “О занятости населения” является комплексным законодательным актом, содержащим нормы административного права, права социального обеспечения, трудового права. На этом примере наглядно видно, сколь не проста проблема соотношения системы трудового права и трудового законодательства.

Согласно части 3 ст. 1 Закона в Украине к занятому населению относятся граждане, проживающие на территории государства на законных основаниях:

;а) работающие по найму на условиях полного или
неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;

б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, принимающие участие в производстве;

в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

г) проходящие службу в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Пограничных войсках Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативную (невоенную) службу;

е)проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; обучаются в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;

ж) работающие граждане других стран, которые временно пребывают в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

Следует учесть, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 1 говорится о том, что законодательством Украины могут предусматриваться и иные категории занятого населения.

Законом Украины “О занятости населения установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Речь идет о трудоспособных гражданах в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда. К ним относятся:

;а) женщины, имеющие детей в возрасте до шести лет;

б) одинокие матери, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;

в) молодежь, которая закончила или приостановила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических заведениях образования, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, дети (сироты), оставшиеся без родительского попечения, а также лица, которым исполнилось пятнадцать лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу;

г)лица предпенсионного возраста (мужчины по достижению 58 лет, женщины — 53 лет);

д) лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения.

В соответствии со ст. 19 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” местные советы совместно с предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями, общественными организациями инвалидов, с участием отделений Фонда Украины социальной защиты инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на основании предложений органов Министерства труда и социальной политики Украины ежегодно определяют нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов.

Нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, определяются для всех предприятий (объединений), учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования) в размере не меньше четырех процентов от общей численности работающих; если работает от 15 до 25 человек, — устанавливается норматив в количестве одного рабочего места

§ 6.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства

Понятие трудоустройства различается в широком и узком смыслах. Трудоустройство — это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащие законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство, фермерство и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимаются такие формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органов государства или негосударственных организаций на основе лицензирования. Необходимо учесть, что понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятости, а само трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.

Правовая организация трудоустройства включает в себя:

а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и условий финансового обеспечения;

б) гарантии реализации права граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение;

в) регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству;

г) установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.

В обеспечении занятости населения участвуют государственные органы двух видов: общие и специальные. Общее руководство трудоустройством и его организация возложены на Министерство труда и социальной политики Украины и его органы на местах.

Деятельность государственной службы занятости осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных организаций и органов местного самоуправления. Ее деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения, предусмотренных на эти цели. Права и обязанности государственной службы занятости закреплены в ст. 19 Закона Украины “О занятости населения”, Положении о государственной службе занятости, утвержденном постановлением Кабинета Министров УССР от 24.06.91 г. (с изм. и доп., внесен, постановлениями Кабинета Министров Украины от 29.04.93 г. № 315, от 14.09.98 г. № 1435) (ЗП УРСР. — 1991. — № 6. — Ст. 50; ЗП України. — 1993. — № 10. — Ст. 200; Людина i праця: інформ. бюлетень Міністерства праці та соціальної політики України — 1998. — № 9).

Законодательством предусмотрен общий и специальный порядок регистрации лиц, ищущих работу.

Общий порядок предусматривает регистрацию граждан независимо от времени утраты работы. Однако есть категории граждан, которые утратили работу вынужденно, помимо своего желания. Для таких лиц предусмотрены особые гарантии (п. 1 ст. 26 Закона Украины “О занятости населения”), которые предоставляются при условии своевременной регистрации в службе занятости (специальный порядок).

Так, в государственной службе занятости должны быть зарегистрированы:

— работники, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа по п. 1 ст. 40 КЗоТ, — в течение семи календарных дней после увольнения;

—работники, уволенные с предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности в связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения, — в течение одного месяца после увольнения;

военнослужащие, уволенные с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, — в течение семи календарных дней со дня постановки на военный учет военкоматами;

граждане, утратившие работу вследствие несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, — в течение семи календарных дней после увольнения.

В случае, когда указанные граждане без уважительных причин своевременно не зарегистрировались в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, они утрачивают льготы, предусмотренные п. 1 ст. 26 Закона Украины “О занятости населения”, а условия выплаты пособия по безработице и его размер устанавливаются для них на общих основаниях (стст. 28, 29 указанного Закона).

Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости, в течение семи календарных дней с момента регистрации подбирается подходящая работа. Семидневный срок подбора подходящей работы начинается со дня регистрации гражданина в качестве ищущего работу.

§ 6.3. Правовой статус безработного

Законом Украины “О занятости населения” впервые был определен правовой статус безработного. Согласно ст. 2 Закона безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или иных предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, готовые и способные приступить к подходящей работе.

Правовой статус безработного включает основные (статутные) права и обязанности и их гарантии. Порядок назначения и выплаты пособия по безработице, его размер и сроки выплаты регулируются стст. 28-30 Закона Украины “О занятости населения”, Положением о порядке регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищущих работу, и безработных, выплаты пособия по безработице, а также об условиях оказания материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 года № 578 (с изм. и доп., внесенными пост.Кабинета Министров Украины от 2 августа 2000 р. №1190 (Людина i праця: iнформ. бюлетень Мiнiстерства працi та соцiальнoi полiтики Украiни. — 1998. — № 6; Праця i зарплата. — №31 (227).— Серпень 2000 р.).

Решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства в качестве ищущих работу.

Не могут быть признаны безработными граждане:

а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были высвобождены в связи с изменениями в организации производства и труда, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организации или сокращением численности (штата);

б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующую профессиональной подготовки;

в) которые отказались от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу;

г) которые имеют право на пенсию в соответствии с законодательством Украины.

Граждане, которые зарегистрированы на общих основаниях в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и отказались от двух предложений подходящей работы, не могут быть признаны безработными. Такие лица снимаются с учета и им в течение шести месяцев оказываются только консультационные услуги. После окончания шести месяцев со дня снятия с учета они могут зарегистрироваться повторно в государственной службе занятости в качестве ищущих работу.

Работники, которые зарегистрированы в государственной службе занятости согласно п. 1 ст. 26 Закона Украины “О занятости населения” и отказались от двух предложений подходящей работы в период поиска работы, утрачивают право на получение статуса безработного сроком на три месяца с дальнейшей перерегистрацией на общих основаниях в качестве ищущих работу.

Следует иметь в виду, что законодательством закреплены не только права, но и обязанности граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и безработных. Они обязаны содействовать своему трудоустройству, выполнять все рекомендации центра занятости, посещать центр занятости в сроки, установленные работником этой службы.

Для получения статуса безработного с назначением пособия по безработице гражданин должен на следующий день после установленного срока подбора подходящей работы лично подать в государственную службу занятости письменное заявление о предоставлении статуса безработного и заявление о том, что он не имеет заработка или иных предусмотренных законодательством доходов.

Гражданам, зарегистрированным на общих основаниях, пособие по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации в государственной службе занятости до трудоустройства, но не более 360 календарных дней в течение двух лет.

Для лиц предпенсионного возраста (мужчинам по достижению 58 лет, женщинам — 53 лет), в том числе высвобожденным с предприятий, учреждений и организаций на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ, продолжительность выплаты пособия составляет до 720 календарных дней.

Гражданам, желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного (более б месяцев) перерыва, и гражданам, впервые ищущим работу, пособие по безработице выплачивается не более 180 календарных дней.

Гражданам, которые зарегистрированы на общих основаниях в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, признаны в установленном порядке безработными и имеют право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере:

а) не меньше 50 процентов средней заработной платы по предыдущему месту работы, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, работали не менее 26 календарных недель;

б) не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы — во всех иных случаях, включая граждан, которые ищут работу впервые или после продолжительного (более 6 месяцев) перерыва.

Особые гарантии работникам, потерявшим работу в связи с изменениями в организации производства и труда, установлены ст. 26 Закона Украины “О занятости населения”.

Указанные гарантии предоставляются при условии регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения в качестве ищущих работу. Речь идет о:

а) предоставлении статуса безработного, если в течение семи дней работнику не была предложена подходящая работа;

б) праве на получение пособия по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней, 75 процентов — в течение 90 календарных дней и 50 процентов — в течение последующих 210 календарных дней, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы;

в) сохранении по новому месту работы на весь период профессионального обучения с отрывом от производства средней заработной платы по предыдущему месту работы;

г) праве на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока лиц предпенсионного возраста, которые имеют установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).

Высвобожденным работникам предоставляются также иные льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

Как указывалось, подпункт “б” пункта 1 ст.26 Закона Украины “О занятости населения” вводится в действие с 1 января 2001 года, поэтому в настоящее время сохраняется ранее действующий порядок: работникам, высвобожденным с предприятий, учреждений, организаций, при расторжении трудового договора по п. 1 ст. 40 КЗоТ сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия (ч. 1 ст. 493 КЗоТ).

Им предоставляется право на получение пособия по безработице в размере 75 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение последующих трех месяцев и 50 процентов в течение последующих шести месяцев, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области, и не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы.

Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и безработных, согласно п. 1 ст. 26 Закона Украины “О занятости населения” в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере 75 процентов их средней заработной платы по последнему месту работы, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Гражданам, которые уволились с предприятий, учреждений и организаций по иным причинам, чем установленные п. 1 ст. 26 Закона, либо которые впервые ищут работу, либо продолжительное время (более шести месяцев) не работают, или завершили обучение в профессионально-технических и высших заведениях образования, или уволились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и безработных, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

Подпунктом “ж” пункта 1 статьи 4 Закона Украины “О занятости населения” предусмотрено включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, получения пособия по безработице и материальной помощи по безработице в общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж.

Безработные после окончания срока выплаты пособия по безработице могут получать в течение 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере 75 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы при условии, что среднемесячный совокупный доход на члена семьи не превышает установленного законодательством необлагаемого минимума доходов граждан.

Материальная помощь по безработице может назначаться со следующего дня после окончания выплаты пособия по безработице. Условия и порядок выплаты безработным материальной помощи по безработице, одноразовой материальной помощи членам семьи, находящимся на иждивении безработного, а также гражданам, у которых закончился срок выплаты пособия по безработице, и пособия на погребение в случае смерти безработного или лица, находящегося на его иждивении, определяются Положением о порядке оказания материальной помощи по безработице, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. № 578 (Людина i праця: Iнформ. бюлетень Мiнiстерства працi та соцiальноi политики Украiни. — 1998. — № 7).

С 1 января 2001 года вступает в силу Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” от 2 марта 2000 года (кроме статей 24-26, решение о введении которых принимается исходя из экономических возможностей государства ежегодно Верховной Радой Украины во время утверждения размера страховых взносов) (Вiдомостi Верховноi Ради Украiни.— 2000.— №22.— Ст.171). Законом предусмотрена новая модель социальной защиты безработных, суть которой заключается в установлении зависимости получения пособия по безработице от уплаты страховых взносов и страхового стажа, кроме лиц, указанных в ч.2 ст.6 Закона. Законом определен круг лиц, которые подлежат страхованию на случай безработицы. Среди них следует различать лиц, подлежащих обязательному страхованию, а также лиц, которым Законом предоставлено право участия в этом виде социального страхования на добровольной основе. Обязательному страхованию подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и хозяйствования и у физических лиц. К этой категории относятся и лица, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, лица, которые проходят альтернативную (невоенную) службу, либо работают на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде. Их объединяет то, что все они являются наемными работниками, и поэтому вероятность наступления страхового случая для них намного выше, чем для других категорий работающих граждан. Лицо приобретает статус застрахованного со дня заключения трудового договора. С этого дня начинается уплата страховых взносов, которая прекращается со дня расторжения трудового договора. Страхователем в этом случае выступает работодатель, который приобретает статус плательщика страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы со дня регистрации в качестве такового в исполнительной дирекции Фонда по месту нахождения в 10-дневный срок со дня получения им свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности либо со дня заключения трудового договора с наемным работником.

Вместе с тем среди наемных работников не подлежат страхованию на случай безработицы работающие пенсионеры и лица, у которых в соответствии с законодательством Украины возникло право на пенсию; иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Право принимать участие добровольно в страховании на случай безработицы предоставлено Законом, например лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, лицам, которые выполняют работы (услуги) согласно гражданско-правовым соглашениям (ч.4 ст.6 Закона).

Законом установлены следующие виды обеспечения: пособие по безработице, в том числе единовременная его выплата для организации безработным предпринимательской деятельности; пособие по частичной безработице; материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного; материальная помощь по безработице, единовременная материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимися на его иждивении; пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении. Видами социальных услуг согласно Закону “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” и Закону о занятости населения” являются: профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и профориентация; поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных; информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством. Обязанность выплачивать обеспечение и оказывать социальные услуги, предусмотренные Законом, возложена на Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Фонд является правопреемником государственного фонда содействия занятости населения, который ликвидируется.

Материальное обеспечение на случай безработицы дифференцируется в зависимости от причины утраты работы, при этом преимущества установлены для лиц, утративших работу по независящим от них причинам (высвобождение по п.1 ст.40 КЗоТ, расторжение трудового договора по инициативе работника по уважительной причине и др.).

Право на пособие по безработице в зависимости от страхового стажа Закон предоставляет застрахованным лицам, признанным в установленном порядке безработными, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работали не менее 26 календарных недель и уплачивали страховые взносы. Размер пособия определяется в процентах к их средней заработной плате (доходу) в зависимости от страхового стажа: до 2 лет — 50 процентов; от 2 до 6 лет — 55 процентов; от 6 до 10 лет — 60 процентов; свыше 10 лет — 70 процентов. В зависимости от продолжительности безработицы размер пособия по безработице определяется следующим образом: первые 90 календарных дней — 100 процентов; в течение следующих 90 календарных дней – 80 процентов; в дальнейшем – 70 процентов. Таким образом, установленная данным Законом схема, в отличии от Закона “О занятости населения ”, предпологает более активные усилия со стороны самого безработного к поиску работы.

Hosted by uCoz
СОДЕРЖАНИЕ Глава 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.