Конституция Украины в число социальных прав включает право каждого на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст. 43). Однако в последнее время требования по охране труда часто не соблюдаются предприятиями различных организационно-правовых форм, использующих труд наемных работников. Это
В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле. Б широком смысле охрана труда рассматривается как совокупность социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий в сочетании с правовыми нормами. В узком смысле — как институт трудового права, т.е. совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Эти важнейшие нормы закреплены в Законе Украины “Об охране труда” от 14 октября 1992 года (Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 49. — Ст. 668), четырех главах КЗоТ (глава XI “Охрана труда”, глава XII “Труд женщин”, глава XIII “Труд молодежи”, глава XVIII “Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде”), а также в подзаконных нормативно-правовых актах — положениях, правилах, инструкциях, актах социального партнерства, локальных нормативно-правовых актах,
Права граждан (в том числе работников), закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, могут быть реализованы только при условии, если в нормативном порядке будут установлены для этого необходимые гарантии.
Закон Украины “Об охране труда” предусматривает целый ряд гарантий прав граждан на охрану труда как при заключении трудового договора, так и во время работы на предприятии.
Также работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если собственник не соблюдает законодательство об охране труда, условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее 3-х-месячного заработка (часть 3 ст. 38 и ст. 44 КЗоТ).
Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда.
С этой целью собственник обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, для чего создает на предприятии службу охраны труда, которая действует на основании Типового положения, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 года № 73 (Кодекс законів про працю України з постатейними матеріалами //Бюлетень законодавства ї юридичної практики України. — 1997. — №№ 11-12. — С. 603). Служба охраны труда создается на предприятии производственной сферы с количеством работающих 50 и более человек. На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут исполнять в порядке совместительства лица, которые прошли проверку знаний по вопросам охраны труда. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам.
Должностные лица согласно Перечню должностей должностных лиц, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 11 октября 1993 года № 94 (Кодекс законів України з постатейними матеріалами //Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1997. — №№ 11-12. — С. 635), до начала исполнения своих обязанностей и периодически один раз в три года проходят обучение и проверку знаний по охране труда, технологической безопасности и чрезвычайным ситуациям на производстве.
Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, запрещается. В случае неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда работники на протяжении одного месяца должны пройти повторное обучение.
Законодательными актами в области охраны труда установлены специальные правила охраны труда, льготы и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда.
Порядок обеспечения работников предприятий специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также порядок их содержания и хранения определяется Положением о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 29 октября 1996 года № 170 (Кодекс законів України з постатейними матеріалами //Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1997. — №№ 11-12. — С. 690).
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Перечень профессий и должностей,, работа на которых дает право на бесплатное лечебно-профилактическое питание, а также рационы и правила выдачи этого питания определены в действующем постановлении Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П1 (Бюллетень Госкомтруда СССР. — 1979. — Ж№ 7-9).
За работу с вредными и тяжелыми условиями труда работникам предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 35 календарных дней по Списку производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 17 ноября 1997 года № 1290.
Согласно ст. 24 Конституции Украины женщины имеют равные с мужчинами права и свободы. Равноправие женщин в области трудовых отношений обеспечивается предоставлением им равных с мужчинами возможностей в профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него. В целях фактического обеспечения равноправия с учетом особенностей женского организма в трудовом законодательстве предусмотрены специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.
Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден приказом Министерства охраны здоровья Украины от 29 декабря 1993 года № 256 (Законодавство України про охорону праці: Збірник нормативних актів.— К., 1995.—Т. 3.— С. 32).
Запрещается привлечение женщин к поднятию и перемещению тяжелых вещей. Предельные нормы поднятия и перемещения тяжелых вещей женщинами утверждены приказом Министерства охраны здоровья Украины от 10 декабря 1993 года № 241 (Законодавство України про охорону праці: Збірник нормативних актів.— К., 1995.— Т. 3.— С. 61). Предельными нормами поднятия и перемещения тяжестей считаются — 10 кг, при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час), а если работа связана с постоянным в течение смены подъемом и перемещением тяжестей — 7 кг.
Согласно ст. 178 КЗоТ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо они переводятся на другую, более легкую, работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста трех лет.
Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, не могут привлекаться к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направляться в командировку. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия.
Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида. При отказе в приеме на работу указанным категориям женщин собственник или уполномоченный им орган обязаны сообщить им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (при наличии медицинского заключения — до шести лет), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается. Исключение составляют лишь случаи полной ликвидации предприятия. Но и в этом случае увольнение допускается с обязательным трудоустройством.
Обязательное трудоустройство указанных категорий женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня истечения срочного трудового договора (ст. 184 КЗоТ).
Женщинам предоставляются оплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случае ненормальных родов или рождения двух или более детей — семьдесят) календарных дней после родов, которые исчисляются суммарно и предоставляются женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов. После отпуска по беременности и родам по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Наряду с этим для них установлены дополнительные льготы и гарантии трудовых прав.
В интересах охраны здоровья несовершеннолетних запрещается применение их труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержден приказом Министерства охраны здоровья Украины от 31 марта 1994 года № 46 (Кодекс законів про працю України з постатейними матеріалами//Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1997. — Ж№ 11-12. — С. 850).
Запрещается также привлекать лиц моложе 18 лет к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Эти нормы дифференцированы в зависимости от пола и возраста несовершеннолетних работников и утверждены приказом Министерства охраны здоровья Украины от 22 марта 1996 года № 59 (Бюлетень нормативних актів міністерств і ведомств України. — 1996. — № 6).
Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. 191 КЗоТ).
Нормы выработки для несовершеннолетних устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенному рабочему времени для лиц, не достигших восемнадцати лет (ст. 193 КЗоТ).
Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Работникам в возрасте до восемнадцати лет ежегодные отпуска предоставляются в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день.
Лица с пониженной трудоспособностью обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и обязанностей. Согласно Закону Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 года дискриминация инвалидов запрещена и преследуется законом
(ст. 1).
Инвалидами считаются лица со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, вследствие травм или врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности, необходимости в социальной помощи и защите. Как мера утраты здоровья, инвалидность определяется путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы. Положение о порядке организации и проведения медико-социальной экспертизы утраты трудоспособности утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 4 апреля 1994 года № 221 (ЗП України. — 1994. — № 8. — Ст. 190).
С целью реализации творческих и производственных потребностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях с обычными условиями труда, а также заниматься индивидуальной и иной трудовой деятельностью, которая не запрещена законом.
Отказ в заключении трудового договора или в продвижении по службе, увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа, перевод инвалидов на другую работу без их согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние здоровья инвалида препятствует исполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшением здоровья инвалида.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время без их согласия не допускается.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995 года № 314 утверждено Положение о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов (ЗП України. — 1995. — № 7. — Ст. 181), в котором предусмотрено, что рабочее место инвалида — это отдельное рабочее место или участок производственной площади на предприятии, независимо от форм собственности и хозяйствования, где созданы необходимые условия для труда инвалида. Рабочее место инвалида может быть обычным, если по условиям труда и с учетом физически возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства, и специализированным, т.е. оборудованным специальным техническим оснащением, приспособлениями и устройствами для труда инвалидов в зависимости от анатомических дефектов.
В случае травмирования работников, профессиональных заболеваний или аварий на производстве собственник или уполномоченный им орган должен провести расследование. Порядок проведения расследования регулируется Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 года № 623 в новой редакции постановления от 17 июня 1998 года № 923 (31брання законодавства України. — 1998. — № 10. — Ст. 437).
С 1 января 2001 года вступает в силу Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности” от 23 сентября 1999 г. (Урядовий кур'ер. — 17 листопада 1999 р.). В соответствии с Законом возмещение ущерба, медицинская, профессиональная и социальная реабилитация будут производиться Фондом социального страхования от несчастных случаев. Страхование от несчастного случая является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита, охрана жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности, По данному виду социального страхования страховые взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев уплачивают только работодатели. Объектом страхования от несчастного случая на производстве является жизнь застрахованного лица (работника), его здоровье и трудоспособность.
Законом определены две формы страхования: обязательная и добровольная. В обязательном порядке страхованию подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта); учащиеся, студенты, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к каким-либо работам во время, перед либо после занятий, профессионального обучения, производственной практики (стажировки), выполнения работ на предприятии, и лица, которые содержатся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых заведениях и привлекаются к трудовой деятельности. Добровольно, по письменному заявлению, от несчастного случая могут страховаться священнослужители, церковнослужители и лица, работающие в религиозных организациях на выборных должностях; лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно” субъекты предпринимательской деятельности.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда представляет собой деятельность специально уполномоченных органов, направленную на защиту трудовых прав работников и пресечение нарушений этого законодательства. Надзор и контроль — это различные формы проверочной деятельности уполномоченных на то определенных государственных или общественных органов (см. Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. — М., 1982. — С. 11). Надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения собственника или уполномоченного им органа, а контроль — проверку этого решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности и эффективности.
Согласно ст. 9 КЗоТ Украины условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными. Вместе с тем согласно ст. 91 предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа. К их числу относятся: Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины; Государственная инспекция охраны труда Государственного департамента по надзору за охраной труда; Министерство экологии и природных ресурсов Украины; органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины; органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины; органы государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации Украины. До недавнего времени среди указанных органов был и Комитет по надзору за охраной труда Украины. Указом Президента Украины *0б изменении структуры центральных органов исполнительной власти” от 15 декабря 1999 года №7573/99 Комитет по надзору за охраной труда ликвидирован и его функции возложены на Государственный департамент по надзору за охраной труда (Госнадзорохрантруда). Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде и охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
Государственный департамент по надзору за охраной труда (Госнадзорохрантруда) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 6 июня 2000 г. №925. Госнадзорохрантруда является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Министерства груда и социальной политики Украины и ему подчиняется. Госнадзорохрантруда является правопреемником Комитета по надзору за охраной труда. В пределах своих полномочий Госнадзорохрантруда организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией; обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по его совершенствованию и в установленном порядке вносит их в Минтруда.
Государственные инспекции охраны труда Госнадзорохрантруда (далее — госинспекции) действуют на основании Типового положения о государственной инспекции охраны труда, утвержденного приказом Государственного Комитета Украины по надзору за охраной труда от 19 июня 1995 года № 92 (Законодательство Украины об охране труда: Сборник нормативных документов. — К., 1995. — Т. 4. — С. 39). Государственная инспекция охраны труда является структурным подразделением территориального управления Госнадзорохрантруда, осуществляющим функции государственного органа по организации управления охраной труда и осуществления надзора за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда (пользования недрами) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также за производственной деятельностью предпринимателей в отрасли на территории региона и не зависит от каких-либо хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов государственной исполнительной власти.
Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии согласно Закону Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” от 8 февраля 1995 года (Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 12. — Ст. 81) осуществляют Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (ныне — Министерство экологии и природных ресурсов Украины), Министерство охраны здоровья Украины и другие органы государственной исполнительной власти (ст. 23 Закона).
Специальными автономными подразделениями в структуре органов, осуществляющих надзорные функции по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, являются: Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью Минэкобезопасно-сти Украины (см. Положение о Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 21.09.95 г. № 751 //ЗП України. — 1996. — № 2. — Ст. 41) и Государственный санитарный надзор Министерства охраны здоровья Украины.
В соответствии с Законом Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения” от 24 февраля 1994 года (Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 27. — Ст. 218) государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства с целью предотвращения, выявления, уменьшения или устранения вредного воздействия опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера к нарушителям.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июня 1999 года №1109 (Юридичний вісник України.— 12-18 серпня 1999 р.— №32), выборочными проверками соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.
Государственный надзор за режимами потребления электрической и тепловой энергии осуществляется Государственной инспекцией по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (Госэнер-гопотребнадзор), которая создается Министерством энергетики и электрификации и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 августа 1996 года № 929 (ЗП Украши. — 1996. — № 16. — Ст. 440).
Среди органов государственного надзора особое место занимают органы прокуратуры Украины, полномочия которых определены Законом Украины “О прокуратуре” от 5 ноября 1991 года (В1домост1 Верховної Ради України. — 1991.— № 53.— Ст. 793). Необходимо отметить, что в ст. 121 Конституции Украины среди функций прокуратуры не указывается функция надзора за соблюдением и применением законов. Согласно разделу XV Конституции Украины “Переходные положения” прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов.
Местные государственные администрации и местные советы в пределах соответствующей территории обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда (Закон Украины “О местном самоуправлении в Украине” от 21 мая 1997 года //Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 24. — Ст. 170).
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда возложен на профсоюзы. Законом Украины “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 15 сентября 1999 года (Урядовий кур'ер.— 6 жовтня 1999 р.) предусмотрено, что профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и охране труда, созданием безопасных и здоровых условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и иными средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленного приостановления работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях в целом на время, необходимое для устранения угрозы жизни и здоровью работников.
Право профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и нормативных актов об охране труда предусмотрено ст. 244 КЗоТ Украины.
Профсоюзные органы при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в отношении членов соответствующего профсоюза не обладают властными полномочиями, кроме случаев, установленных в трудовом законодательстве (стст. 43, 45 КЗоТ).
В соответствии со ст. 46 Закона Украины “Об охране труда” от 14 октября 1992 года (Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 49. — Ст. 668) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных; профессиональные союзы — в лице своих выборных органов и представителей.
Порядок организации и деятельности уполномоченных трудовыми коллективами по вопросам охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях установлен Типовым положением, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 28 декабря 1993 года № 135 (Кодекс законів про працю України з постатейними матеріалами //Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1997.— Ж№ 11-12,— С. 652).
В соответствии с Положением об общественном инспекторе по охране труда, утвержденным постановлением Президиума Федерации профсоюзов Украины от 20 сентября 1994 года (Кодекс законів про працю України з постатейними материалами //Бюлетень законодавства і юридичої практики України. — 1997. — №№ 11-12. — С. 662) общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за условиями труда и быта, соблюдением правил и норм охраны труда на рабочих местах, выполнением собственником мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. Общественный инспектор до охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы из числа активных членов профсоюза на срок ее полномочий. Общественный инспектор по охране труда имеет право:
— беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве;
— вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по вопросам охраны труда, а также о моральном и материальном поощрении работающих, которые содействуют созданию безопасных и безвредных условий труда.
СОДЕРЖАНИЕ | Глава 14. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ |